Максим Смехов,
разработчик и идеолог Кампуса
«Мастерская технологий будущего»
в ХМАО–Югре

Читайте Максима в социальных сетях
Мнение
Будьте одержимы!
Мы сами очень хотели поиграть. Для нас это был сериал, блокбастер, комикс, приключение. Подготовка и создание были настолько захватывающими, что было ощущение, будто завтра продадим новый крутой сериал на Netflix, и сейчас мы должны всему миру как-то сообщить, что сериал стоит посмотреть.

В нашей работе я могу назвать это одержимостью. Мы ненормальные, просто сумасшедшие. Понимаете, о чем я? Когда тобой движет такое профессиональное сумасшествие, тебе вообще не важно, есть деньги или нет, открывает Роспотребнадзор лагерь или нет, реально ли в июле набрать в ХМАО 300 человек на смену в палаточный лагерь, где главные существа — это комары? Короче, когда ты в хорошем смысле «псих», то у тебя есть энергия бороться с чем угодно. Поэтому первый принцип — это одержимость. Будьте одержимы! И она, кстати, очень заразная. Просто люди начинают вместе с вами мечтать, а дальше уже ничего не важно.
Будь в теме!
Второе. Про сериал. Знаете, о чем мы часто переживаем с нашей командой?
О том, что мы станем старперами. Это не про возраст сейчас. Это про
то, «в теме» ты или «не в теме». Наш очень смешной страх «быть не в теме» является нашим основным мотивом делать все в тему. Это про подростков. Про то, в каком контенте они существуют и с чем готовы себя идентифицировать.

Мы сделали крутой продукт, который начал встречать даже родителей
на КПП, и они были в недоумении.
Их сразу начало раздражать то, что все так прикольно и стильно. Но у них уже не было выбора. Однако мы не взяли это все с потолка. У нас уже вошло в привычку наблюдать за тем, что происходит
с подростками в Сети. Мы следим за кей-попом, Элджеем и другими ребятами
и пытаемся понять, почему им это интересно. А что касается игры — мы вообще не особенные в этом плане. Мы просто слизали работающую формулу: «крутой герой — крутой дизайн — близкий контент — незаурядная динамика». Все, получилась игра. Мы, конечно, чуть не поубивали друг друга, когда обсуждали, как развивается игровая модель и нужна ли ава во «ВКонтакте» как герой,
с которым можно общаться. Но опять-таки, нам было невероятно интересно.
Итак, второй принцип — это «будь в теме!».
Замечайте чемпионов,
которые вокруг вас!
Наша команда уже давно смирилась с тем, что детский образовательный продукт — это как трейлер: он либо зайдет, либо не зайдет, и тогда весь фильм не будут смотреть. Поэтому когда мы убедились, что трейлер смотрят, нам нужно было выдержать весь контент дальше. И здесь уже не вывезти все
на оболочке. Нам нужны были чемпионы. В прямом смысле.

Молодые люди очень зависимы от брендов, но в то же время они очень восприимчивы к настоящим кумирам. Мы рассказали обо всех, кто работал
в Кампусе, так, как будто мы были мировым агентством рекрутинга
с профайлами суперзвезд. Самое крутое, что эти люди до этого не знали, что они такие. У нас работали дизайнеры из «ВКонтакте», программисты из Mail.Ru, журналисты, кураторы, инженеры — все из топовых компаний, а помимо них — очень классные молодые наставники, которые были из местных вузов, но как оказалось, иногда они были круче топовых звезд. Они тоже об этом не знали.
Но когда гейм-дизайнер говорил своей команде: «Ребят, а давайте сделаем игру по графике и по сюжету круче, чем игры в топ-10 на AppStore!».
Он говорил им: «Мы с вами просто сделаем этих чуваков, которые сидят
в Силиконовой долине». И именно так они и делали. Третий принцип — замечайте чемпионов, которые вокруг вас!
Естественное любопытство
Четвертое — естественное любопытство. Когда ребенок хочет чему-то научиться, он сделает это любым способом. Ему не нужны наши современные формы и технологии. Если в знаниях есть потребность, они будут усвоены любым способом. Это вообще проще некуда. Ты говоришь парню или девушке: «Тут такая история, нам бы замутить 3D-модель нашего Кампуса, и это типа сложно» и все такое. И все, больше ничего не нужно делать.

Сегодня тинейджеры умеют добывать любую информацию и перерабатывать ее. Если им любопытно. Таким образом, у нас дети изучали живопись, потому что делали сайт про искусство; занимались математическим анализом, когда тестировали программы на Python; читали книги по истории после тренингов
по критическому мышлению. Я здесь о чем. О том, что мы часто создаем некий фетиш новых образовательных форм, но на самом деле суть лежит
в любознательности, любопытстве и страсти узнать что-либо, из-за чего
не можешь уснуть. Четвертый принцип — давайте развивать любопытство,
и тогда у нас будет больше ученых.
Горизонтальные команды
и бирюзовое управление
Про лидерство. Мы за время своего педагогического опыта переобувались
на разные виды зимней и летней резины. Я имею в виду педагогической автомобиль — мы по-разному прокачивали и снабжали его разными тюнингами. В какое-то время в основе у нас лежало лидерство как фундамент развития
и как категория в командной работе.

Мне сейчас так смешно, что мы хотели всех сделать лидерами, и все названия были тоже связаны с лидерством, лидерами, лидерским курсом
и размышлениями на тему того, какое самое важное качество лидера. Сейчас нам это кажется такой дикостью. И вот как изменился наш нарратив: Рай для интровертов! Тебе не нравится быть суперобщительным, лидером, всегда веселым? Ты хочешь читать книги, общаться в спокойной обстановке или просто заниматься творчеством в свободном пространстве?

Кампус — отличное место и для тебя. Мы ценим разных людей с разными интересами.
Если у тебя нет желания быть «активным», значит, ты можешь спокойно ходить в лабораторию или проводить время в чилаут-зоне
с любимыми книгами. Пятый принцип — горизонтальные команды
и бирюзовое управление.
Естественные
и последовательные отношения
Мы сформулировали это в философию в этом году. Философия нашей деятельности — это не крутые формы, качёвые события или же «зажигалки»
в команде. Наш фокус — это естественные отношения между детьми
и взрослыми, детьми и детьми, взрослыми и взрослыми.


Перед началом смены мы прежде всего задаем много вопросов: «кто ты?»,
«кто мы?», «что вы чувствуете?», «какой плейлист у вас в телефоне?»,
«как проходит ваш обычный день?», «почему вы едете в лагерь?», «что мы будем делать вместе?», «почему мы интересны друг другу?», «как мы будем учиться вместе?», «что сделает нас счастливыми?», а главное — «зачем мы все это будем делать?». Мы в теме разных педагогических концептов, мы знаем и про Саммерхилл, и про Макаренко, но мы считаем, что ничего не бывает одинаковым. Мы чувствительны к изменениям, мы стараемся быть гибкими,
но то, что бьет в топ наших мотивов, это разговоры с тобой.


Знаете, почему наши баферы будут работать в Кампусе столько раз, сколько это будет возможно? Потому что они знают, чего стоит настоящий разговор
с ребенком. Это не когда слезы от привязанности, а когда смешно вместе, когда слова одновременно, когда ирония становится символом близости людей. Кампус, который делали мы, мог бы состояться без чего угодно, даже без интернета и без компьютеров. Но он бы не получился без разговоров.
Мы реально гордимся, что мы даем детям новые форматы коммуникации.
Но иногда я думаю, что мы их даже больше даем себе. Когда ты научился слушать, слушание для тебя становится главное энергией. И как любой человек ты можешь злиться, выгорать и даже разочаровываться. Но «не слушать»
ты уже не можешь. На наш взгляд, это так просто и так естественно.

Заключение
Говоря о лете, мы часто думаем о том, что это возможность отдохнуть.
А что такое отдых в современной реальности?

Для тех, кто не только залипает в «Доту», но еще и ходит на десять кружков, учит английский, готовится с 7 лет к ЕГЭ, потому что миру нужен новый Ломоносов, Эйнштейн или Моцарт? В общем, наверное, для таких подростков лето —
это возможность разгрузить мозг, отупеть на несколько недель и забыть
про то, что увлекаешься влиянием микробов на парниковый эффект.

На самом деле, «замораживать» мозг нельзя. Это плохо на него влияет. Известный ученый-нейробиолог Татьяна Черниговская говорит: «Мозг помнит все. Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы». В Кампусе «Мастерская технологий будущего»
вы сами решаете, какую программу установить, а следовательно, до какой степени «разморозить» мозг.


Made on
Tilda